Коробки отбора мощности. Типы, требования, самостоятельное устранение неполадок

Коробка отбора мощности (КОМ) представляет собой механизм, с помощью которого крутящий момент силового агрегата передается на дополнительное рабочее оборудование: лебедки, насосы, компрессоры и т.д. Последний приводится в движение непосредственно или через промежуточный узел – карданный вал или гидравлический насос. Это устройство не является обязательным элементом трансмиссии.

КОМ используется практически на всех отечественных и импортных грузовых автомобилях, автокранах, автоцистернах, коммунальной и другой спецтехнике. Чаще всего она размещается на коробке передач или раздаточной коробке.

Типы КОМ

Существуют различные типы коробок отбора мощности. Они отличаются друг от друга следующими параметрами:

• Место установки (КПП, РК, двигатель)

• Значения передаточных чисел

• Количество выходов и их расположение

• Наличие или отсутствие реверса

• Тип системы управления

Порядок работы КОМ

В принципе, КОМ похожа на КПП, только намного проще. В ней имеется ведущая шестерня установленная на своей оси, и ведомая шестерня, которая установлена на валу КОМ. При включении эти шестерни заходят в зацепление, и крутящий момент передается рабочему оборудованию.

Если коробка включается механически, то ось или вилка включения перемещается с помощью рычага. Если есть пневмоэлектрическая система, то включение происходит воздухом, который под давлением подается в пневмокамеру. Воздух давит на мембрану или плунжер, соединенный с вилкой включения, и преодолевая сопротивление пружины заводит шестерню в зацепление. После выпуска воздуха пружина выпрямляется, шток движется в противоположном направлении, шестерни отсоединяются.

Некоторые модели KOM способны отбирать до 100% мощности двигателя. Большинство моделей включаются, когда автомобиль стоит на месте. Хотя, есть и такие (например на коммунальной технике), которые можно включать при движении автомобиля.

Требования к КОМ

В процессе изготовления коробок отбора мощности конструкторы стараются обеспечить выполнение следующих условий:

• Компактный и легкий вес

• Значительный срок службы, благодаря повышенной износостойкости

• Зубчатая пара выполнена с определенным передаточным числом

• Узел обязан “отобрать” заданную часть мощности двигателя для рабочего оборудования

• Коробка должна включаться снаружи или из кабины водителя без особых физических усилий.

• Межремонтный пробег – не меньше, чем у других агрегатов трансмиссии

• Работа KOM не должна отрицательно сказываться на сроке службы сцепления и силового агрегата.

Эти требования применимы к любому типу КOM, так как принцип работы всех из них одинаков. При соблюдении всех условий этот узел не ухудшает другие эксплуатационные параметры автомобиля.

Распространенные неисправности КOM

Коробка отбора мощности, как и любой другой агрегат специального автомобиля, будет работать долго и надежно только при соблюдении рекомендаций по ее эксплуатации. В частности, при регулярном и своевременном техническом обслуживании. Это особенно важно для механизма КOM, потому что его детали работают “на износ”.

Правильная работа коробки также является критическим моментом. Включать этот узел необходимо в соответствии с рекомендациями для данной конкретной модели (например, только при выжатом сцеплении и остановке автомобиля).

Также важно надежно закрепить устройство во время установки, так как, в противном случае, возникнет повышенная вибрация, что негативно скажется на его работе.

Во время ремонта КOM рекомендуется осмотреть приводную шестерню на предмет возможности ее дальнейшей эксплуатации. Если она находится в неудовлетворительном состоянии, а слесарь не обращает на неё внимания, то такая небрежность приведет к повышенному износу ведущей шестерни.

Неисправности, которые время от времени происходят с КOM, различны. Некоторые из них можно определить самостоятельно и устранить, не доводя автомобиль до сервисного центра. К ним относятся:

• Повышенный уровень шума. Возможная причина – неправильное зацепление шестерен.

• Узел не включается. Струя воздуха прорывается наружу. Необходимо проверить целостность диафрагмы в камере пневматического управления.

• Механизм не выключается полностью. Возможно, сломалась возвратная пружина.

• На фланцах имеется утечка рабочей жидкости. Сапун КПП был загрязнен или уплотнения были изношены.

По большинству других проблем необходимо обращаться к квалифицированным мастерам, имеющим в своем распоряжении специальное оборудование для диагностики и ремонта.

Вывод

Коробка отбора мощности является важным компонентом специального автомобиля. С его помощью становится возможной эксплуатация различного оборудования. Правильная эксплуатация и соблюдение периодичности технического обслуживания станут надежной гарантией его длительной безаварийной работы. Механизм КOM функционирует в суровых условиях. Но этот момент учтен производителем – детали выполнены с приличным запасом прочности. Так что, в принципе, все зависит от водителя.